02.08
18:39
Доброта первого встречного
Бланш Дюбуа ехала к сестре Стелле в трамвае, а трамваев было всего два: "Желание" и "Кладбище". Бланш Дюбуа ехала к сестре, но не знала, что станет конечным пунктом. Бланш Дюбуа, "вышедшая из леса", была нервна, имела множество случайных связей, несчастную любовь и тягу к выпивке. Стелла была замужем за Стенли Ковальски, Стенли же был, что называется, олицетворением мужской силы. И совсем не понимал Бланш. Не принимал и не любил. А Бланш не принимала его. Человеку, живущему мечтами, непросто понимать реальность. Реальность бывает подчас очень жестока, но Стенли Ковальски называл это справедливостью. Он не позволит себя дурачить, он не будет слушать басни о поклонниках, поездках в Майами и прочей чепухе, он хочет фактов. А нужны ли факты?Теннесси Уильямс смотрит на меня, держа сигарету в длинном мундштуке. Такие, наверное, курила Бланш. Теннесси Уильямс носит бабочку и темный пиджак. Такие мужчины нравились когда-то Бланш. Теннесси Уильямс с ювелирной точностью выписывает обстановку квартиры Ковальски и то, как неуместна там Бланш со своими вечерними платьями и иллюзиями, которые летят на свет голой лампочки под потолком. Надеть на нее бумажный фонарик, украсить реальность, украшать до тех пор, пока она перестанет быть реальностью. Тогда, может быть, там захочется жить. Вот они, два полюса, которые никогда не сойдутся, ибо противоположны по своей природе. И как же должно быть страшно Бланш, когда ее взгляд проясняется и она видит, где очутилась. Уильямс беспощаден. Но при этом он очень бережно обходится с героями своих пьес, хоть и помещает их в среду, второе название которой - безнадежность. "Нет нужды,"- говорит Стелла, прекрасно понимая, что Стенли - единственное, что ей остается. Поэтому она так любит его. А Бланш… Бланш всегда полагалась на доброту первого встречного. Но есть слабый намек на хороший конец где-то там, за занавесом. Где нет жестокости, которую Уильямс считал единственным смертным грехом. Бланш и Стенли. А Митч? Что Митч? "Что ему Гертруда, чтоб о ней рыдать?" Милый, добрый Митч мог бы стать посредником между тем миром и этим, если бы не факты. "Если б верил ты в меня," - поет Бланш в ванной. Он не верит, потому слеп. И вот тут становится по-настоящему жутко, потому что Бланш остается одна, сама того не зная. Символ защищенности - бумажный фонарик - сорван с лампы, в голове Бланш звучит полька - символ смерти и боли. Все символично у Теннесси Уильямса: и музыка, и "цветы смерти" слепой мексиканки, и поезд, летящий с грохотом куда-то мимо. А доброта первого встречного? Она тоже символична, но так хочется верить в хорошее.